Поминовение умерших

22 февраля был у древних германцев днем поминовения усопших и сгинувших душ. Епископ города Тура упрекал в 567 году своих прихожан, что они после мессы, которую посетили как истинные христиане, возвращаются домой и, следуя языческим обычаям, ставят на стол еду и напитки для умерших. Еще в прошлом веке в деревушках неподалеку от Цюриха было принято 12 марта привязывать кошку к высушенному мочевому пузырю свиньи и бросать ее с башни в озеро — явный пережиток дохристианских верований, когда кошку держали за «ведьминого зверя», а свиной мочевой пузырь остался от каких-то ритуалов, призванных улучшить плодородие полей и живности.

За неделю до Пасхи католическая церковь отмечает Вербное воскресенье, а за три дня до нее — Святой четверг. В Германии его называют «зеленым четвергом», наверное, потому, что церковь раньше называла этот день «днем зеленых юнцов» — раскаявшихся грешников, которым было дозволено вновь вернуться в лоно церкви. В честь этого они надевали зеленые одежды, наверняка пришедшие еще из дохристианского времени. Упоминание об этом имеется в Евангелии от Иоанна.

В этот день еду начинают обязательно с супа, в котором плавает зелень. Да и на второе стараются приготовить что-нибудь, включающее первые зеленые побеги с грядки. Это могут быть оладьи или блинчики со шпинатом или со свежим луком. Крестьяне часто собирают первые появившиеся из-под земли побеги, поскольку они обладают активными лекарственными свойствами. В Вербное воскресенье, или в Святой четверг, или в день Святого Матфея (24 февраля) женщины нередко сеяли семена в лунки, считая, что грядка осенена благодатью. В Тироле крестьяне выходили в «зеленый четверг» на двор, собирались под деревом и молились.

В России в Вербное воскресенье всюду можно увидеть людей с веточками серебристой вербы в руках. В других странах этот день называется Пальмовым воскресеньем. Вместо пальмы в Германии, например, используют ветки деревьев, которые рано распускают листочки: лещины, березы либо такие вечнозеленые растения, как тис. Освященные «пальмы» ставят в горнице рядом с распятием или с иконой, они обеспечивают защиту от всяких напастей. В Шварцвальде по той же причине ветви затем закапывают неподалеку от дома или в пашню. В Верхнем Пфальце хозяин не выпивал ни капли спиртного, пока его работники не возвращались из церкви. Перед трапезой прежде всего съедал от имени всей семьи три цветущие сережки с освященной ветки. Вообще весь обряд освящения предполагает, что человек перед этим постился и не пил спиртного. Для католиков также было обязательным правилом оставаться трезвым до начала причастия. А поедание сережек цветущего дерева надо понимать как вид общения с богом роста, развития и плодородия. Во многих местностях в Вербное воскресенье на завтрак подавали только мед. А в Богемии, Гамбурге и Гарце пекли «уши Иуды» — лепешки с медом внутри. Пчела когда-то была священным насекомым Дианы, а потом «переметнулась» к Марии.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.