Еврейская пасха

Яйцо играет большую роль в еврейской Пасхе, его кладут в праздничную супницу, в которой в подсоленной воде плавают кости и немного мяса. Супница украшена зелеными кореньями. На утро второго дня поста пробуждающееся плодородие почвы отмечается у евреев появлением на столе ячменя.

Древние германцы клали в могилу умерших вместе с другими предметами яйца — символ возвращающейся жизни. Народное поверье приписывает яйцам, которые несушка отложила в пасхальные дни, целебную силу. Эти яйца размещают в разных местах на скотных дворах, чтобы защитить скот от болезней, сараи от огня, поля от града.

В некоторых районах Европы «катают яйца». Яйца раскладывают на дорожке, и одна группа участвующих в этом соревновании собирает их, а другая пытается им помешать, стегая розгами. Хотя уже в 1640 году мюнстерский священник Конрад Даннхауэр осуждал катание яиц как «языческую затею», обычай этот сохранился и до наших дней.

Миссионеры, которые первыми посетили остров Пасхи, рассказывали, что каждую весну его жители выезжали на лодках к ближайшим необитаемым островам, где птицы высиживали птенцов. Первый, кто возвращался оттуда с яйцом, считался победителем и в течение нескольких месяцев почитался как святой человек—родня птиц. Кстати, остров Пасхи называется так потому, что он был открыт в праздник Пасхи в 1722 году.

У немцев есть сказка «Три брата и великан». В ней рассказывается о том, как двоим братьям отрубили головы, а третий брат помазал желтком яйца шеи казненным, а затем ударил по этим местам розгой, и головы снова приросли. Вот еще один пример, как символика коллективного подсознания сохраняется в сказках и преданиях.

Сечь розгами

В некоторых областях Германии сохранился обычай, когда человеку дарят яйца и одновременно секут его прутьями. Прут должен быть срезан из гибкого, быстро растущего куста целебного растения (орешника, березы, можжевельника, сирени, вишни, липы). Тот, кого стегают прутом, должен одарить стегающего и тем самым подтвердить готовность принять дружескую порку. В Померании дети напевают:

Пасха — праздник золотой, посеки меня лозой,

Посеки и убеги, мой подарок сбереги!

Удары лозой как бы передают силу добрых духов, селящихся в сочных молодых прутьях, человеку, выгоняют из него злых демонов, которые запрятались в неподвижном теле во время зимы.

В других районах Германии ранним утром пасхального дня парни врывались в девичьи светлицы, ударами розг выгоняли их из теплых постелей и обрызгивали водой. И здесь розга — не инструмент, причиняющий боль, а символ жизненной энергии. В Венгрии в Пасху парни окунали девушек в воду или обливали их водой с головы до ног, а те дарили им красные яйца. В прибалтийских и славянских странах и по сей день на девушек брызгают водой и одеколоном.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.